Возможности и подходы удаленного обучения
В настоящее время, чтобы получить высшее образование, не обязательно регулярно посещать университетские лекции и семинары. Существует множество современных способов обучения, которые позволяют получать знания удаленно, даже в условиях, не присущих для обучения.
Обучение – это не просто учение новым знаниям, но и наработка практических умений, которые часто приходится применять на практике. Это процесс внутреннего роста и развития, который включает в себя два элемента: усвоение новых знаний и их практическое внедрение в реальной жизни. Как правило, для достижения положительных результатов в обучении необходимо хорошо подготовиться заранее: ученик должен быть заинтересован в процессе обучения, а преподаватели должны создать благоприятную среду, которая позволит более эффективно и быстро осваивать новые знания.
Проблема эффективной организации процесса обучения является актуальной в нашей культуре многие века. Древние педагоги уже задумывались о том, как сделать обучение более интересным и привлекательным для учеников. Современные ученые в области педагогики изучают много вопросов, связанных с оптимизацией процесса обучения, оценкой эффективности дистанционного обучения и выявлением факторов, которые сильнее всего влияют на интерес учеников к учебному процессу. В своих трудах Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, Г.Г. Аракелов и В.А. Сухомлинский изучали поведение учеников и разрабатывали новые методы обучения, добавив свои наработки к накопленному опыту древности.
В процессе обучения человек постепенно осваивает новые знания, пройдя через пять уровней усвоения материала.
Первый уровень, который методисты называют нулевым, связан с знакомством с материалом и его пониманием.
Следующий уровень — первый уровень усвоения знаний — связан с узнаванием материала с помощью подсказок. При этом подсказки могут быть различными: наставник, учебник, конкретная жизненная ситуация или любой другой внешний источник.
Третий уровень усвоения знаний — воспроизведение. На этом этапе учащийся может самостоятельно воспроизвести ранее полученные и усвоенные знания и использовать их для решения типовых задач.
Четвертый уровень, называемый эвристической деятельностью, предполагает применение знаний в нетипичных ситуациях и справление с нетиповыми задачами.
И, наконец, пятый, высший уровень усвоения знаний — это творческое усвоение, связанное с проявлением исследовательской и изобретательской деятельности, благодаря которой может возникнуть принципиально новая информация.
Существует два типа усвоения знаний: репродуктивное и продуктивное. При репродуктивном усвоении обучающийся может лишь воспроизвести полученную информацию, тогда как при продуктивном — переработать информацию, применить ее в ситуации, не совпадающей с учебной моделью. Педагоги нацелены на развитие продуктивного типа усвоения, используя новые формы обучения, в том числе дистанционное обучение.
Одним из самых востребованных на сегодняшний день является дистанционная форма обучения. С ее помощью студенты могут получать высшее образование не выходя из дома, не тратя время на поездки и не меняя своего привычного образа жизни. Благодаря индивидуальному графику обучения, они могут совмещать учебу в нескольких заведениях и продолжать работу.
Дистанционное обучение использует самые современные методики, включая преподавательские курсы, веб-семинары, онлайн-лекции и создание собственных проектов. Студенты также могут проходить контроль знаний в режиме онлайн, предоставляя результаты в электронном формате преподавателям. Благодаря этому, ученик может учиться в свободное время и на свой выбор и самостоятельно выработать схему наиболее эффективного усвоения знаний.
Дистанционное обучение охватывает не только учебный процесс, но и взаимодействие студентов между собой, а также с учеными, публичными деятелями и специалистами-практиками на семинарах. Кроме того, удаленная форма обучения является единственным способом для студентов с ограниченными возможностями получить высшее образование.
Таким образом, дистанционное образование имеет множество преимуществ, включая доступность для всех, независимо от местопребывания и рода занятий обучающегося.
Фото: freepik.com