«Растаможка» грузов: от правовой базы и нюансов оформления документов до этапов процедуры и стоимости услуг
Если вы планируете вывезти груз за границу или ввезти что-то из другой страны в Россию, то необходимо провести таможенное оформление. Это также называют "растаможкой". Чтобы успешно оформить груз, следует собрать необходимый пакет документов и оплатить пошлину. Как правильно подготовиться к таможенному оформлению и избежать ненужных расходов времени и денег?
На всей территории Таможенного союза, включая Россию, сейчас действуют общие правила таможенного оформления, установленные в соответствии с Таможенным кодексом ТС (ТК ТС). Данный законодательный акт регулирует все вопросы, связанные с юридическими, экономическими и организационными процедурами, связанными с таможней и участниками ВЭД.
Естественно, наряду с ТК ТС, существует еще ряд нормативных актов, что направлено на регулирование вопросов, связанных с таможенным оформлением грузов. Некоторые из них могут давать разъяснения к конкретным положениям ТК ТС. В качестве примеров можно привести такие документы, как:
- решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 294, утвердившее «Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза»;
- решение Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 года № 6 «О реализации механизма маркировки отдельных категорий товаров контрольными (идентификационными) знаками» и много других.
Таким образом, при таможенном оформлении необходимо учитывать требования, предъявляемые к данной процедуре законодательством Таможенного союза. Также необходимо быть внимательным к всем сопутствующим нормативным актам, чтобы избежать нарушений и неудобств в процессе ВЭД.
Каждый предприниматель, занимающийся импортом и экспортом товаров, должен быть проинформирован о различных таможенных процедурах и их особенностях. Общее количество таможенных процедур составляет 17 штук (ст. 202 ТК ТС), однако только три основных процедуры чаще всего используются на практике. Это:
- Выпуск для внутреннего потребления
- Экспорт
- Таможенный транзит
Эта процедура предназначена для транспортировки заграничных товаров на территорию Таможенного союза. После оплаты таможенных платежей и налогов, товары могут быть свободно использованы на территории союза, а затем переведены в свободное обращение. Наиболее детально остановимся на данной процедуре.
Эта процедура используется, когда товар предназначен для экспортирования за пределы территории Таможенного союза и должен постоянно находиться за ее пределами.
Товары, перевозимые через территорию Таможенного союза, могут использовать эту процедуру, чтобы избежать уплаты таможенных пошлин и налогов. При этом они находятся под таможенным контролем на всем пути перемещения.
Понимание того, какие таможенные процедуры необходимо использовать в каждой ситуации, важно для бизнесменов, занятых импортом и экспортом товаров.
Инструкция по «растаможке»
При растаможке груза, нужно придерживаться определенного порядка и соблюдать определенные сроки. Процесс можно разделить на несколько этапов: подготовка документов, уплата платежей и прохождение таможенного контроля. Время на выполнение этапов может быть регламентировано законодательством, в то время как некоторые могут варьироваться. Например:
- Статьи 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 Кодекса регулируют сроки уплаты налогов и пошлин.
- Если срок не установлен таможенным законодательством, перевозчик должен совершить таможенные операции в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, в соответствии со статьей 160 ТК ТС.
- Согласно статье 196 ТК ТС, решение о допуске товара на территорию ТС должно быть принято в течение одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Чтобы ускорить этот этап, рекомендуется подготовить все необходимые документы и оформить декларацию как можно быстрее.
Важно! Прежде чем вывести или ввести груз, необходима регистрация как субъекта ВЭД.
Оформление таможенных документов является неотъемлемой частью процесса прохождения таможенных процедур, и те документы, которые нужно подготовить, зависят от многих факторов, таких как тип груза, целей ввоза и конечно, самой таможенной процедуры. Список документации установлен в статьях 183 и 184 Транзитной Кодекс Таможенного Союза.
Общим списком документов, необходимых для подготовки перед таможенными формальностями, являются:
- Подтверждение полномочий заявителя.
- Перечень бумаг, подтверждающих факт владения, пользования и распоряжения товаром (внешнеторговый договор со всеми приложениями и спецификациями, паспорт сделки, инвойс, в том числе переведенный на государственный язык территории, на которой расположен таможенный орган, и заверенный печатью).
- Транспортные документы (накладная СМГС, авианакладная, ТТН, коносамент в случае морских перевозок, документ о страховании груза и т.д.), а также о регистрации транспортного средства, если транспортировка перевозится автомобильным транспортом.
- Документы, подтверждающие соблюдение законодательства в странах ТС (в части ограничений).
- Документы на товар (акт загрузки, упаковочные листы, содержащие в том числе сведения об упаковке, весе товара), в том числе подтверждающие его место происхождения (сертификаты, протоколы испытаний и др.), а также подтверждающие факт оплаты.
- Бумаги, подтверждающие классификационный код товара по ТН ВЭД.
- Платежные документы, подтверждающие факт уплаты таможенных платежей или право на льготы.
- Подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров с указанием метода расчета стоимости.
- Документ, указывающий на соблюдение требований в части валютного контроля.
При выборе формы декларирования написание декларации в письменной форме позволяет подавать как оригиналы, так и заверенные копии документов. В некоторых случаях заполнение электронной декларации не потребует предоставления ни копий, ни оригиналов документов, на основании которых она была заполнена (статья 183 пункт 6).
С целью выпуска товара с территории таможенной точки нужно подготовить следующие документы:
- Грузовая таможенная декларация: по форме ТД1, если ввозится товар одного наименования, и ТД2, если наименований два или больше. В общем случае документ должен быть подан до момента истечения срока временного хранения товара.
- Декларация таможенной стоимости по форме ДТС1 или ДТС2.
- Корректировка таможенной стоимости по форме КТС1 для одного наименования товара и КТС2 — для нескольких.
Если все бумаги оформлены без ошибок, а сборы оплачены, получается утвердительный ответ (добро) от таможни, и это означает, что вы готовы покинуть таможенную точку.
Рынок услуг по таможенному оформлению товаров в России не является простым для большинства коммерсантов, так как процедура осложнена необходимостью предоставления большого количества документов. Решение растаможить товар самостоятельно часто ведет к длительному затягиванию процесса, потере времени и ненужных затратах на его проведение. В таких случаях многие бизнесмены обращаются к таможенным брокерам — профессионалам, которые имеют богатый опыт работы с таможенным законодательством.
Таможенные брокеры предоставляют различный спектр услуг, включая брокерские, консультационные, экспедиционные, транспортные и складские. Брокерские услуги заключаются в решении всех вопросов, связанных с таможенным администрированием и проведением согласования таможенных процедур. Юридические консультации о таможенном законодательстве предоставляются в рамках консультационных услуг. Экспедиционные услуги включают сопровождение грузов и их таможенное оформление за границей. Транспортные услуги осуществляют перевозку грузов, а складские услуги включают в себя хранение грузов и их маркировку. Большинство компаний предоставляет все эти услуги в комплексе, но заказчик может самостоятельно выбирать, на каком этапе ему необходимо подключить профессионалов.
Сложно точно сказать, сколько стоит «растаможка» груза, так как на итоговую стоимость влияет множество факторов. Однако, общая стоимость таких услуг определяется следующими компонентами:
- Цена заполнения декларации, которая в свою очередь зависит от количества наименований товаров.
- Расчет всех сборов и платежей.
- Цена хранения груза на складе компании или в таможенном терминале.
- Цена услуг по оформлению документов, сопровождающих груз после того, как он благополучно пройдет таможню.
Прежде чем обращаться к брокеру, полезно выяснить среднюю стоимость необходимого вам набора услуг в различных компаниях. Возможно, вы заметите, что одни компании значительно дешевле других.
Однако, не стоит торопиться выбирать самые дешевые услуги. Некоторые компании могут предлагать демпинговые цены, используя не вполне легальные методы проведения грузов через таможню. При обращении к таким людям, не стоит забывать о том, что вы можете стать соучастником преступления со всеми вытекающими рисками.
С другой стороны, более дешевые компании могут не иметь опыта взаимодействия с таможенными органами и не обладать необходимыми документами, подтверждающими их статус брокеров. Кроме того, некоторые новые компании, не планирующие работать долго, могут выставлять привлекательные цены на свои услуги, но не предоставлять никаких гарантий. Таким образом, важно выбирать компанию с правильной балансом цены и качества услуг.
Фото: freepik.com