Контролируемые иностранные компании: порядок и условия признания

Контролируемые иностранные компании: порядок и условия признания

Одним из способов снижения налоговых расходов бизнеса является регистрация компании за рубежом. Таким образом можно достичь минимизации налоговых затрат при переводе активов КИК на территорию РФ. Стоимость консультационных услуг в данной области может зависеть от различных факторов: сферы деятельности, масштаба бизнеса и других особенностей. Поэтому при выборе консультационной компании необходимо ориентироваться на ее рейтинг, длительность работы на рынке и репутацию.

Важной обязанностью граждан и юридических лиц в РФ является перечисление налоговых платежей в бюджеты разных уровней. Этот процесс контролируется ФНС, которая заинтересована в получении информации о всех источниках доходов налогоплательщиков, даже тех, которые находятся за рубежом. Например, КИК могут быть одним из таких источников, а доход, получаемый резидентом от КИК, облагается соответствующими налогами в соответствии с действующим законодательством РФ.

В контексте этой темы важно понимать, какие зарубежные образования считаются подконтрольными российским налогоплательщикам. Также стоит рассмотреть необходимость сообщения о принадлежности к КИК и возможность перевода зарубежной компании под юрисдикцию РФ. Все эти вопросы стоит обсудить с опытным специалистом на бесплатной консультации, которая предоставляется в некоторых консультационных компаниях.

Вопрос о признании зарубежных организаций и структур контролируемыми иностранными компаниями (КИК) является важным для налоговой системы России. Организации, признаваемые КИК, - это, в первую очередь, юридические лица, зарегистрированные в других государствах и подчиняющиеся их юрисдикции, а не России. Владельцы этих компаний не платят налоги в России, хотя контролирующими участниками компании могут быть российские резиденты - как физические, так и юридические лица. С другой стороны, структуры, признаваемые КИК, имеют иную организационную форму, допустимую по закону государства, в котором они созданы. В отличие от компаний, структуры извлекают прибыль и имеют бенефициаров - участников или иных лиц, получающих личную прибыль.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса РФ, иностранные структуры создаются на основании законодательства других государств, имеют не юридическую форму и сопряжены с извлечением прибыли. Чтобы определить, к какой категории принадлежит иностранный субъект, Российское министерство финансов рекомендует сначала ориентироваться на законодательство, на основании которого субъект учрежден, затем сопоставлять его характеристики с положениями Налогового кодекса РФ. Если есть затруднения с однозначным определением структуры, то она будет считаться компанией.

Контролирующие лица иностранных компаний

Согласно определению, представленному в законодательстве РФ, контролируемой иностранной компанией считается организация или структура, находящаяся за пределами России, деятельность которой контролирует лицо, являющееся налоговым резидентом РФ. Но что означает термин «контролируемая компания»? На самом деле, контроль над иностранным субъектом подразумевает возможность влиять на решения, принимаемые внутри организации, которые связаны с тем, как распределяется прибыль контролируемой компании.

При этом важно отметить, что степень контроля лица не имеет значения: в соответствии с разъяснениями, представленными в Письме Минфина от 20 июня 2017 года № 03-12-11/2/38303, влияние на принимаемые решения любым лицом может считаться контролирующим. Даже с минимальными полномочиями, лицо может блокировать решения, поэтому согласно российскому законодательству такое лицо будет считаться контролирующим.

Если говорить конкретно об иностранной структуре, которая не является юридическим лицом, то контроль здесь подразумевает возможность влиять на распределение активов. Важно отметить, что решения, связанные с прибылью структуры и ее распределением, должны зависеть от российского субъекта. В Письме Минфина от 20 мая 2019 года № 03-12-12/2/36124 говорится о том, что любые вероятные отношения между российским лицом и субъектом, распоряжающимся активами структуры, будут учитываться, если благодаря таким отношениям резидент РФ может влиять на распределение прибыли структуры.

Термин «контролюющее лицо» может использоваться, если:

  • доля участия российского субъекта в зарубежном субъекте составляет не менее 25%;
  • доля составляет только 10%, но кроме данного лица, в субъекте принимают участие другие резиденты РФ, и их общая доля составляет не менее 50%;
  • лицо способно влиять на принимаемые в организации решения, касающиеся распределения ее прибыли.

Контроль над иностранной структурой может быть у ее учредителя или другого лица, соответствующего хотя бы одному из перечисленных в статье 25.13 НК РФ условию: имеет право на полный доход структуры или на его часть, может распоряжаться ее имуществом либо получит его после того, как она прекратит свою деятельность (например, в результате ликвидации).

Однако, есть ряд случаев, когда резидент РФ не вправе считаться контролирующим лицом КИК, например:

  • если участие субъекта РФ в КИК осуществляется через российскую публичную компанию;
  • если субъект прямо или косвенно участвует в зарубежной фирме, при этом одновременно действуют следующие условия: ценные бумаги фирмы допущены к обращению хотя бы на одной фондовой бирже из тех, что расположены в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития, его доля участия не более 50% и процент обыкновенных акций превышает четверть уставного капитала фирмы, сформированного с их помощью.

Кроме того, существуют дополнительные условия, представленные в пункте 10 статьи 25.13 НК РФ, при соблюдении которых учредитель зарубежной структуры не считается контролирующим и не обязан уведомлять ФНС РФ о своем отношении к ней. Это будет актуально, если данное лицо не получает прибыль от структуры, не распоряжается ее прибылью, не имеет прав на ее имущество и не может влиять на решения, связанные с порядком распределения дохода.

Согласно действующей редакции НК РФ, существуют два порядка признания российского гражданина или организации лицом, имеющим подконтрольную зарубежную компанию: добровольный и принудительный. В свою очередь, добровольный порядок является более предпочтительным и для инспекции, и для самого лица. Во-первых, субъект РФ сам должен подать уведомление в инспекцию в течение трех месяцев с момента появления у лица КИК. Во-вторых, каждый год необходимо направлять в ФНС уведомление о контролируемых иностранных компаниях в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом.

Кроме того, в уведомлении при приобретении влияния на зарубежную фирму или структуру необходимо отметить дату, наименование самой КИК, регистрационный номер компании (если есть), ее организационную форму, свою долю участия, данные о том, является уведомитель только учредителем КИК либо еще и контролирующим ее лицом. А в ежегодном сообщении о КИК должны быть указаны период, за который отчитывается уведомитель, название КИК, номер ее регистрации (если есть), форма организации, дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность КИК, день, когда была создана такая отчетность за актуальный период, реквизиты аудиторского заключения, составленного по данной финансовой отчетности, доля самого уведомителя в подконтрольном субъекте, основания, на которых заявитель признан контролирующим лицом иностранной компании, а также основания освобождения от налогообложения прибыли КИК.

Если необходимость каждый год уведомлять о КИК стала обременительной, так как процедура слишком сложная, или же из-за ужесточения законодательства в странах, где есть бизнес КИК, теряет свою экономическую целесообразность, фирме можно вернуться «домой» безболезненно и для контролирующих лиц. При этом, если у налоговиков возникают подозрения, что у лица есть подконтрольная иностранная компания, ФНС дает гражданину или фирме шанс все исправить, направляя требование для подачи уведомления о наличии у них влияния на зарубежную компанию. Для этого у налогоплательщика есть достаточно времени и возможность подать уведомление о контролируемых иностранных компаниях в срок не менее 30 дней с даты получения требования.

Возвращение активов КИК на родину: что нужно знать

Согласно российскому законодательству, иностранные компании могут быть переведены под юрисдикцию РФ. Для этого применяется редомициляция - процедура смены закона, который регулирует компанию. Порядок проведения редомициляции описан в Федеральном законе от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ.

Нельзя не отметить, что возвращение иностранных активов российских резидентов на родину стало общегосударственной задачей, причем государство предпринимает меры для деоффшоризации. Важным инструментом является амнистия капиталов, которая предусматривает добровольное раскрытие информации об активах, находящихся в зарубежных счетах и компаниях. Для этого необходимо подать специальную декларацию в ФНС. Порядок проведения амнистии капиталов регламентирован Федеральным законом № 140-ФЗ от 8 июня 2015 года.

При добровольном декларировании своих иностранных активов, налогоплательщик может рассчитывать на гарантии со стороны государства. В частности, государство обеспечивает свободу от преследования в связи с налоговыми и административными правонарушениями, а также по некоторым уголовным преступлениям, связанным с декларируемыми активами. Кроме того, информация, содержащаяся в декларации, не может быть разглашена каким-либо лицом, включая органы власти и силовые структуры.

За период существования амнистии было проведено три волны. Последняя завершилась в феврале 2020 года. Но перспективы на проведение четвертой волны пока остаются неопределенными. Отметим, что требования к заявителям при проведении третьей волны довольно строгие. Чтобы декларация была принята, необходимо выполнить следующие условия: репатрировать все средства из зарубежных банков в российские, а также осуществить редомициляцию КИК.

Для выполнения редомициляции необходимо знать международные и национальные нормы законодательства, которые регулируют деятельность компании, а также обладать соответствующими навыками. Такие требования при декларировании иностранных активов служат одной из причин, по которым третья волна амнистии оказалась менее успешной, чем предыдущие.

Если у гражданина РФ или российской компании есть подконтрольный иностранный субъект, то необходимо сообщить об этом в ФНС. В противном случае налоговая инспекция может выявить наличие КИК и применить к ним санкции. Однако возможно вернуть активы зарубежной компании на родину ее контролирующего лица путем прохождения репатриации или редомициляции. Для упрощения этого процесса можно обратиться к специализированным компаниям, которые оказывают запрашиваемую помощь в переводе активов.

Перевод иностранных активов в РФ может быть сложной ситуацией, требующей юридического консалтинга. Эксперт компании "КСК Групп", Алексей Чубаров, рассказывает о необходимости подобной помощи.

Перевод активов может вызвать множество проблем, особенно, если все активы находятся за пределами РФ. Работа с такими случаями требует профессионализма, чтобы оценить все риски и избежать возможных претензий от налоговых органов. Компания "КСК Групп", занимающаяся подобными вопросами уже 25 лет, обеспечивает максимально комфортные условия для работы своих клиентов. Их задача заключается в защите от налоговых претензий, снижении налоговой нагрузки и избежании банкротства.

Одним из преимуществ компании является колоссальный опыт. Они сопровождали клиентов во время всех трех волн амнистии, что дает им возможность глубоко и подробно исследовать все обстоятельства каждого дела.

На сайте "КСК Групп" можно найти больше информации о деятельности компании и записаться на консультацию через функцию обратной связи. Общаясь со специалистами "КСК Групп", клиенты могут быть уверены в профессионализме консультаций и успешной работе по переводу активов в РФ.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *