Три дня в пути, или Миссия «Русского мира»: продолжаем рассказывать о гуманитарной поездке сальских волонтёров
Попрощавшись с танкистами «Сармата», мы отправились на Лисичанск. Там должны были отдать часть гуманитарки, поздравить одного близкого нашей Лене человека с днём рождения и переночевать.
Попрощавшись с танкистами «Сармата», мы отправились на Лисичанск. Там должны были отдать часть гуманитарки, поздравить одного близкого нашей Лене человека с днём рождения и переночевать. Однако, отъехав буквально несколько километров, мы попали в такую яму на дороге, что едва не перевернулись. С передним колесом пришлось попрощаться. Выручила запаска. Итак, собравшись духом и силами, наш бесстрашный водитель Юра продолжил свой путь…
ПО УБИТЫМ ДОРОГАМ
Енакиево, Дебальцево — здесь всюду следы войны. Дороги — убитые. По обочинам видны бывшие укрепсооружения, сожженная техника. Дома, посечённые осколками.
Чем дальше от Дебальцево — тем больше военных машин и меньше гражданских. Три «Урала» подряд проехали мимо с надписью «Груз 300» — значит, где-то поблизости госпиталь.
В Мироновском сворачиваем. Блокпост, проверка — и едем дальше. Кстати, на каждом пропускном пункте наши волонтёры оставляли парням маскировочные сети…
Троицкое, некогда оккупированное украинскими военными, живёт мирной жизнью. Пасутся коровы, дети гуляют, люди сидят на лавочках, не обращая внимания на постоянно проезжающую мимо военную технику. Идёт заготовка сена. То, что Троицкое было под обстрелами, видно по домам, по мосту, куда попал снаряд и сложил его пополам.
Едем в объезд, по грунтам, — и снова выезжаем на дорогу. Двигаемся медленно — начала спускать запаска. Срочно нужно подкачать колесо. Останавливаемся на одном из блок-постов.
«ЭТО НАШ ДОМ»
«Ближайшая СТО — в Лисичанске, — говорит вышедший навстречу военный. — Можем помочь подкачать». Ну, вот действительно — мир не без добрых людей. Пока возились с колесом, у меня появилось время поговорить с парнями и познакомиться с их бытом.
Вячеслав — житель Луганска. С 2014 года в добровольцах, ранее был в 4-й отдельной мотострелковой бригаде народной милиции ЛНР. Сейчас — в роте управления. До войны мужчина работал в торговле. Но 18 июля 2014 года его жизнь изменилась раз и навсегда.
«Пошёл купить сигарет, и в этот момент прилетел снаряд, — вспоминает Вячеслав. — Я стоял спиной. Свист, хлопок, я падаю. Думал, меня ранило, но ничего. Вокруг — крики, визг. Поворачиваюсь — а там ужас: раненые, убитые. Ополченцы приехали, говорили, уходите. Я пошёл, купил бутылку водки, залпом выпил и написал заявление, что хочу вступить в ряды ополченцев тоже. Через неделю — снова прилёт, еще столько людей погибло… Я тогда семью вывез к родственникам жены — и с тех пор в ополчении. Мои сейчас в Луганске, сын — единственный, если с ним что-то случится, мне смысла в жизни больше не будет…»
Дмитрий — тоже из Луганска. С конца 2014 года — на защите Донбасса. «Это дом наш, а его хотели уничтожить, чтоб нас вообще не было, — говорит Дмитрий. — Как вы считаете, это нормально? Мы ведь ничего плохого не хотели, жили, детей растили. Я работал на заводе. И в один из дней начальник прибегает и говорит: бросайте всё, сюда танки едут. Так я пошёл в ополчение. С января этого года мы уже — Вооруженные Силы России, паспорта получили, вот ждём военные билеты. Подписали контракты, вместе делаем одно дело. С приходом России у нас многое поменялось. Конечно, идут боевые действия, не всё возможно восстановить. Но делается уже много. Жена, например, звонит и говорит: «Я в шоке, у нас дороги делаются, много техники нагнали». Когда приезжаю домой семью повидать, сам убеждаюсь в этом. Да, если бы не Россия, нас бы не было…»
Быт бойцов устроен просто. Большая палатка, где они отдыхают, полевая кухня, душ. Вокруг — блиндажи, укрытия на случай обстрела. «Недавно нам поставили задачу: быть начеку, прорвалась диверсионная группа. Потом пришла информация, что её уничтожили», — рассказывают парни.
Предупредив нас о том, что дальше нужно быть осторожней на дорогах, на обочину не сходить — мины кругом, парни прощаются. «А если услышите громкий хлопок, то педаль в пол — и газу, даже если колесо пробьетё», — сказали нам.
Вот такие открытые, душевные люди. И с колесом помогли, и даже предлагали накормить. А в благодарность волонтеры «Нити надежды «Русский мир» оставили бойцам маскировочную сеть, помидоры, домашний хлеб, котлеты, блины, тушенку…
СКЕЛЕТЫ МНОГОЭТАЖЕК
На пути в Попасную за тридцать минут по ухабам нам не попалось ни одной гражданской машины. В ходу здесь лишь танки, БТР и военная техника. Попасная — важный пункт на артемовском направлении фронта. Взятие этого города позволило союзным войскам рассечь группировку ВСУ, закрепиться и продолжить наступление на Артемовск и Соледар.
Состояние дороги в Попасную говорит о том, что тяжелая техника здесь была частым гостем. Ухабы и островки асфальта не позволяют ехать быстро, а взгляд невольно задерживается на пейзажах по обочинам, где по соседству с разрушенными постройками лежат искореженные гражданские автомобили и части сгоревшей военной техники.
На блокпосту в Попасной нам сказали, что проезд для гражданских через город закрыт — ехать на Лисичанск только через Молодёжный. Но даже то, что мы увидели на въезде в этот разрушенный город, поразило. Разбитый частный сектор, обгоревшие скелеты многоэтажек, дома сыплются на глазах. В убитых многоэтажных домах Попасной уже давно никто не живет. Да и невозможно это в принципе. В некоторых зданиях этажи просто осыпались вниз, обнажив стены жилых квартир и открыв улице внутреннее убранство некогда уютных жилищ.
Попасная находится на пересечении дорог в Артемовск и Красноармейск, а также на Лисичанск и Светлодарск. Здесь когда-то жили около 20 тысяч человек. Сейчас — почти никого. Кроме военных…
НА ВОРОТАХ — «ЗАНЯТО»
Меж тем темнеет. Нам надо успеть в Лисичанск до 21.00 — до начала комендантского часа. Опять же — ехать быстро не получается из-за разбитых дорог. А картины по обеим сторонам пути — словно из фильма про апокалипсис: разбитые «Градами» опоры линии электропередачи, оборванные провода пугающе колышутся на ветру. Неожиданно густой сосновый бор вдруг становится прореженным. Обрубленные осколками снарядов ветви свисают с обломанных стволов. Следы артналета. Выжженная земля…
По пути ехали мимо неизвестного населённого пункта. В окнах — редкие огни. На воротах каждого подворья надпись: «Занято». Эти брошенные людьми дома временно заняли наши бойцы, которые отсюда отправляются прямо на передовую, до которой — рукой подать.
Глядя на это, я невольно снова вспомнила нашего Славу, который вот также жил в каком-то полуразбитом доме под Волновахой и откуда отправился в свой последний бой под Красногоровку. Все его вещи, наверно, до сих пор лежат там, хотя командир обещал их отправить матери, когда звонил ей на девятый день после его гибели. Кто знает, остался ли вообще в живых кто-то из той мотострелковой бригады… Простите. Не могла не вспомнить. Уж слишком свежа рана…
ДАЛЬШЕ — НЕ ПРОПУСТИЛИ
И вот наша «Газель» — на блокпосту у Лисичанска. К тому времени паспорта мы уже не убирали — слишком часты проверки на дорогах. Каково же было наше разочарование, когда дальше нас не пропустили, несмотря на то, что мы везли гуманитарку.
«Въезд в город — только по прописке. Или вам нужно получить разрешение на посещение в комендатуре — город находится в близости от линии фронта, и потому перемещение ограничено по соображениям безопасности», — вот и весь ответ. И хоть мы и проделали очень большой путь, нам ничего не оставалось, как повернуть на Луганск.
Ехать ночью, с выключенными фарами ввиду безопасности, было мрачно и страшно. Опять же, спасибо водителю, машину не остановил. Так, в темноте, следуя за военными автомобилями, мы приехали в Луганск уже почти в полночь.
ЗА ГУМАНИТАРКОЙ — НА «ТИГРЕ»
Ночевали в гостинице. Встав утром и выглянув с балкона, мы увидели обычный город. По свежему асфальту несутся автомобили местных жителей. Маршрутка забирает на остановке старушек, женщин, детей. Все спешат по своим делам. Но если внимательно присмотреться, можно разглядеть следы бывших прилётов по многоэтажкам. Так, прямо напротив гостиницы, в которой мы ночевали, на высотке отчётливо видны следы артналёта… А так — всё тихо-мирно.
Что дальше? Дальше, когда были уже под Лутугино, к нам выехал знакомый нашего Юры Сергей. Чтобы забрать гуманитарку для разведчиков. Он водитель. Работает с разведгруппами. Приехал на «Тигре». Сам родом из Волгограда. На СВО — с самого начала. Контрактник.
«Наши позиции раскиданы везде, в зависимости от поставленных задач, — говорит Сергей. — 15 лет служу в армии. Уже на пенсии. Спасибо волонтерам «Нить надежды «Русский мир» за помощь. Она — бесценна. Не всем безразлична эта война. Привезли так нужный нам обезболивающий препарат и шприцы, стропы эвакуационные. Дороги нам и обереги, сделанные руками детей. А сколько тушенки! Спасибо вам всем огромное…»
ТИХО И СПОКОЙНО
Антрацит. Дорога к нему была одной из самых утомительных в этой гуманитарной поездке. А потому что, как таковой, дороги к этому городу нет вообще. Каким-то чудом по ухабам передвигаются старенькие автобусы. Вот уж действительно — всё познаётся в сравнении. Мы тут в Сальске жалуемся на плохие дороги. Товарищи, вы не ездили в Антрацит!
В этом городе у волонтеров «Нить надежды «Русский мир» была своя цель — посетить коррекционную школу-интернат и, конечно, передать детям гуманитарку.
Нас встретила директор Ольга Николаевна. Рассказала, что постоянно здесь живут 26 детей. Поинтересовались мы и насчёт общей обстановки в городе.
«По сравнению с другими территориями, у нас здесь было неплохо, — рассказала Ольга Николаевна. — В 2014 году было несколько прилётов на железной дороге, на рынке. Но это только в 2014-м. Сейчас живём тихо и спокойно. Спасибо за привезённые продукты, вещи, игрушки. Если есть помощь, это здорово…»
Немного пообщались и с детворой. 12-летняя Карина находится в школе-интернате с прошлого лета. До этого жила в Луганске. Где мама и папа — не знает… А один мальчик, увидев в моих руках диктофон, спросил, зачем мне пульт? Я говорю: «Это не пульт, это диктофон, на него я записываю материал, а потом пишу статьи». Конечно, паренёк попросился тоже оставить свой голос. А записал он следующее: «Эй, фронт, ко мне, все солдаты. Я ваш командир!» Как-то так…
МИССИЯ — ВЫПОЛНИМА
Конечной целью волонтеров стал госпиталь в прифронтовой зоне. Сюда в первую очередь везут раненых парней с позиций, а после уже распределяют по другим госпиталям.
Волонтёры доставили в этот госпиталь необходимое — перевязочный материал, памперсы, медикаменты, продукты, пелёнки, подушечки, постельное бельё от группы «Рукодельницы».
Заносить груз вышли выздоравливающие парни. Много среди них совсем молоденьких. Сергею и Владимиру — по 22 года. Один из Кургана, другой — из Перми. Контрактники. «Сразу, как выпишемся, вернёмся на позиции, нас ждут товарищи», — бодро отвечают бойцы-пехотинцы.
«К нам везут солдат с лёгкими ранениями, — рассказала медсестра Наталья. — Тяжёлых отправляем в соседний город. Мы боимся прилётов, поэтому говорить, где мы находимся, не стоит. Буквально неделю назад на окраину прилёт был, привезли пять человек, трое тяжёлых. Мы наложили шины, капельницы подключили, состояние оптимизировали, чтобы давление не падало. «Скорая» их увезла в соседний госпиталь. Сегодня у нас по хирургии больше 50-ти человек находится, около десяти — по терапии. Тяжко, когда их привозят с передовой, в крови, в грязи. Это видеть невыносимо… Что нам нужно? Трусы, пижамы. Ведь мы их раздеваем, моем, а переодеть не во что. Мы особо не интересуемся, откуда парни. Но здесь — вся Россия… Спасибо отдельное за инвалидную коляску. Теперь у нас есть ещё одна. Первая досталась нам от парня, который здесь лечился. Оставил свою, когда выписывался… Вообще люди разъехались, сейчас у нас половина приезжих. В 2015 году наш город разбомбили. Переходил из рук в руки, 80% было повреждено. Мы прятались, такое горе пережили…»
СПАСИБО ВСЕМ НЕРАВНОДУШНЫМ
Гуманитарная миссия выполнена. Волонтёры развезли всё, что было собрано и закуплено. И спасибо всем сальчанам, жителям Сальского района, в частности — Нового Егорлыка, Сандатв, всем-всем неравнодушным людям, оказывающим помощь в сборах для бойцов, участвующих в специальной военной операции.
«Всех поимённо перечислить нереально, — говорит волонтер волонтерского движения «Нить надежды «Русский мир» Елена Ищенко. — Я не устану повторять: спасибо за то, что вы всей душой с нашими бойцами. Честно и без преувеличения скажу вам, что каждая закрытая позиция, каждый закрытый список — до слёз, правда. Вы даже себе представить не можете, что мы чувствуем всякий раз. А когда бойцам сообщаешь с гордостью, что мы закрыли их список, у них эмоции, как у детей. Они чувствуют за спиной опору, надёжный тыл. А это мотивация для жизни и борьбы за жизнь. За свою. За нашу с вами. Спасибо вам, добрые люди, что вы всегда с нами…»
Однако сборы продолжаются. Как говорит руководитель обособленного подразделения «Русский мир» в городе Сальске Анна Уварова, останавливаться нельзя. «Парням требуется всё больше помощи, и с такой командой, как у нас, мы справимся и поможем им, чем сможем, — говорит Анна Уварова. — Понятно, что объять необъятное невозможно. Но мы попытаемся сделать всё от нас зависящее, чтобы им ТАМ было хоть чуточку легче…»
Хочу ещё вот что добавить, не относящееся к данной поездке, но очень показательное, с точки зрения сплоченности сальчан в деле поддержки бойцов СВО. В минувший вторник на нашем вокзале остановился состав с военными. Эта информация сразу же попала в группу «Нить надежды «Русский мир». Участники группы и, собственно, сама Анна Уварова, которую привёз на перрон сосед Михаил Цалкович, мгновенно оказались на вокзале. Привезли парням еду, воду, масксети — всё, что только было можно.
Состав трогается, и тут выясняется, что несколько бойцов отлучились и не успели на поезд. Не раздумывая ни минуты, Михаил с Анной садятся за руль своей машины и вместе с ребятами едут догонять состав. Что в этот момент творилось в нашей группе! Все переживали, кто-то пытался помочь, что-то советовал — словом не спал никто, пока Михаил с Анной не посадили на поезд отставших ребят. А удалось им это только под Тихорецком! Вот что значит полная самоотверженность и горячее желание помочь своим.
Вчерашняя ситуация ещё раз показала, сколько среди нас небезразличных людей, готовых несмотря ни на что, быть рядом с ребятами в любой ситуации…
Светлана Плещенко, 8(86372) 7-10-22, [email protected]
salsknews . ru
Последние новости
Новогодние казачьи военно-спортивные игры
ГКО «Таганрогское» совместно с общественными организациями и объединениями города Таганрога активно проводит работу по физическому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
О необходимости предоставления статистической отчетности в органы государственной статистики
Статистическая отчётность в органы государственной статистики предоставляется по формам, утверждённым Росстатом и Банком России.
В Усть-Донецком прошел шахматный турнир
6 января состоялся шахматный турнир среди участников клуба под руководством Плужникова Виктора.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией