11.10.2023

Телескоп «Уэбб» нашел признаки жизни сразу в нескольких зонах Вселенной

Создание уникального космического телескопа «Джеймс Уэбб» обошлось в 10 млрд долларов. / Getty Images

Телескоп «Джеймс Уэбб» отыскал сразу в нескольких зонах Вселенной серьезные признаки жизни. Это дало повод оптимистам заявить — мы же говорили!

Напомним, что «Уэбб» отправился в космос в декабре 2021 года. От него ждут прорывов в самых разных сферах изучения Вселенной. Не случайно специалисты утверждают, что телескоп «Хаббл», который за 30 лет работы совершил революцию в представлениях о Вселенной, рядом с «Уэббом» в лучшем случае «Жигули» по сравнению с «Мерседесом».

И, судя по последним сообщениям, «новичок» действительно оправдывает самые громкие ожидания. Практически каждую неделю «Уэбб» отчитывается громким открытием. Вот только несколько примеров: открыты самая далекая «черная дыра» и самая далекая звезда во Вселенной, запечатлена смерть и рождение в далекой галактике и т.д.

Одна из главных задач «Уэбба» — поиск жизни во Вселенной. И вот только что он выдал сразу две сенсации. Первая связана с экзопланетой K2-18b, которую астрономы уже несколько лет считают чуть ли не самой перспективной для поисков жизни. Она вращается вокруг холодного карлика K2-18 в обитаемой зоне и находится на расстоянии 120 световых лет от Земли в созвездии Льва. Экзопланета оказалась больше Земли примерно в 2,4 раза и почти в 8 раз тяжелее. Самое интересное: из полученных данных следовало, что почти половина массы планеты составляет вода. Такое может быть только в одном случае: если К2-18b сплошь покрыта слоем воды толщиной в десятки километров. Для сравнения: доля земной воды — при кажущемся огромном ее объеме — ничтожна. Она составляет всего 0,02 процента от массы всей нашей планеты.

Фото: NASA flickr.com/nasawebbtelescope Фото: NASA flickr.com/nasawebbtelescope

Точный состав атмосферы до сих пор не определен. Но известно, в ней присутствуют необходимые для жизни водород, гелий, углекислый газ и метан — почти, как на молодой Земле. И вот сейчас «Уэбб» пополнил этот список важнейшим веществом. Астрономы утвеждают, что с высокой вероятностью на экзопланете есть молекулы диметилсульфида. Если это так, то вопрос — есть ли жизнь во Вселенной помимо Земли, может перейти из сферы гипотез в более реальную плоскость. Ведь диметилсульфид — это не просто органическое, а биологическое соединение, которое образуется в процессе жизнедеятельности фитопланктона. Если открытие подтвердится, то жизнь во Вселенной есть. Как минимум, в виде водорослей. Сами астрономы осторожны в своих оценках, считают, что столь принципиальную для поиска жизни находку надо многократно проверять.

Если первая сенсация, связанная в жизнью во Вселенной, расположена в очень далеком космосе, то вторая совсем рядом. Это спутник Юпитера — Европа. Она как K2-18b, давно в центре внимания ученых. Ранее были найдены признаки, которые указывают, что на спутнике есть условия для существования или возникновения в будущем жизни. Скажем, известно, что под ледяной корой Европы скрывается соленый океан жидкой воды с каменистым дном. Однако до сих пор не было подтверждений, что в этом океане содержатся необходимые для жизни химические вещества, в частности, углерод.

И вот теперь телескоп «Уэбб» впервые обнаружили там углекислый газ. Анализ показывает, что содержащийся в нем углерод, вероятно, не был занесен метеоритами или другими внешними источниками, а образовался в подповерхностном океане. Причем его выпадение на поверхность произошло недавно. «Наша жизнь основана на углероде», — говорит специалист НАСА Джеронимо Виллануэва. — «Знание состава океана Европы поможет определить, является ли он враждебным для жизни в том виде, в котором мы ее знаем, или же она там возможна».

Ученые предупреждают, что на спутнике экстремальные условия, поэтому даже если жизнь будет обнаружена, это будут примитивные микробы. Хотя не все с этим утверждением согласны. По мнению некоторых специалистов, в океане Европы могут жить существа, напоминающие осьминогов. Но это предположение скорее относится к фантастике, а не науке.

ТЕКСТ:

Аркадий Симонов